Сайт о мафиози и их пособниках

"Фунт" от Назарбаева, или Зачем Галимжану Есенову оформили "Казфосфат", АТФБанк и Jusan?

"Фунт" от Назарбаева, или Зачем Галимжану Есенову оформили "Казфосфат", АТФБанк и Jusan?
"Фунт" от Назарбаева, или Зачем Галимжану Есенову оформили "Казфосфат", АТФБанк и Jusan?

Большинство публикаций о Галимжане Есенове сосредоточено на его участии в махинациях с деньгами Фонда национального благосостояния Казахстана и его браке с дочерью бывшего руководителя фонда Ахметжана Есимова.

Все это так, и в результате совместной деятельности Есенова, который в ту пору был владельцем АТФБанка, где Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына», возглавляемый Есимовым, размещал свои средства, из Фонда пропало не менее 2,5 миллиарда долларов. Эта история покрыта мраком, а ее следы активно зачищаются бывшими тестем и зятем из интернета. Мы ее коснемся позже, поскольку любая попытка жизнеописания Галимжана Есенова без брака с дочерью племянника Нурсултана Назарбаева Ахметжана Есимова и последующего превращения никому неизвестного менеджера в одного из богатейших людей Казахстана, будет пустой тратой времени. 

Галимжан Есенов – объект кибершпионажа Pegasus

Однако гораздо более важным кажется не это, а прошедшая малозамеченной новость от Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) о том, что Галимжан Есенов был в списке лиц, которые были выбраны целями программы кибершпионажа Pegasus военного уровня от израильской фирмы NSO Group. Новость об этом событии мелькнула летом 2021 года, как раз в тот период, когда в Казахстане шел процесс смены власти и клан Токаева теснил по всем фронтам клан многолетнего хозяина страны Назарбаева. 

В списке тех, кого слушали, были в подавляющем своем большинстве представители клана Назарбаева, в том числе и его племянник и заодно тесть Галимжана Есенова Ахметжан Есимов, возглавлявший в тот момент Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына», в котором были сосредоточены государственные активы, составляющие 43% от ВВП страны. 

Что интересно в отношении прослушки – до сих пор толком никто не знает, кто именно был заказчиком. Впрочем, проект OCCRP выдвинул свое предположение в отношении инициаторов кибершпионажа за окружением Назарбаева: «Десятки цифр говорят о том, что за всем режимом Назарбаева, практически сверху донизу, велась слежка — скорее всего, со стороны его собственных служб безопасности». Оно кажется верным, поскольку никаких расследований со стороны спецслужб Казахстана после опубликования материала о том, что высшее руководство страны стало объектом стороннего шпионажа, не последовало.

Зображення, що містить текст, Шрифт, знімок екрана, візитна карткаВміст, створений ШІ, може бути неправильним. tidttiqzqiqkdatf quhiqtridtziqqzrmf

Вот только непонятно, кто именно приказал КНБ следить за представителями уходящей элиты. Логично было бы предположить, что это был Касым-Жомарт Токаев, но, как заявили в OCCRP, «имеющиеся данные указывают на особое внимание к ближайшему окружению Назарбаева, который также назначил себя пожизненным председателем Совета безопасности». Совет безопасности Казахстана контролирует службы безопасности страны. Однако дело в том, что перед уходом в отставку Назарбаев изменил конституцию, предоставив Совету безопасности дополнительные полномочия, которые ставят его даже выше президента и премьер-министра. А в списках тех, кого прослушивали, были и президент Касым-Жомарт Токаев, и премьер-министр Аскар Мамин. Так что кто именно был истинным заказчиком шпионажа – вопрос до сих пор очень дискуссионный. Но в любом случае Галимжан Есенов оказался в очень интересной компании.

Галимжан Есенов – фигурант списка Форбс

С тех пор прошло четыре года, смена элит в Казахстане практически завершилась. Как и вызванное этой сменой перераспределение активов страны. Фонд «Самрук-Қазына» получил нового руководителя, однако вопреки заявлениям Токаева, грозившегося произвести доскональную ревизию деятельности Фонда, Ахметжан Есимов находится на свободе и чувствует себя вполне нормально в качестве помощника первого президента страны ‒ Елбасы. Так звучит его нынешняя должность.

Что касается его бывшего зятя, которого по логике вещей, должны были если не привлечь к уголовной ответственности за махинации с деньгами Фонда и странные истории с рефинансированием АТФБанка, которым он владел, то уж лишить львиной доли имущества, то Галимжан Есенов нарастил свои активы и является фигурантом списка Форбс с капиталом в 560 миллионов долларов. Галимжан Есенов занимает 19 место в списке самых богатых людей Казахстана и тринадцатое среди самых влиятельных персон страны. Что вызывает недоумение у тех, кто пророчил ему тюремные нары и баланду.

Зображення, що містить текст, знімок екрана, ШрифтВміст, створений ШІ, може бути неправильним.

Причем среди основных его активов – 99,74 % АО «First Heartland Securities», через которое Галимжан Есенов контролирует 79,63 % АО «First Heartland Jusan Bank». 20,11 % банка принадлежат ему напрямую. Через Jusan Bank имеет долю в АО «Кселл» — 9,08 %, еще 14,87 % через компанию KC Holding Ltd. Эти проценты и названия мало что говорят непосвященным людям. Но в связи с этими названиями и процентами надо понимать две вещи.

Первая – АТФБанк, которым владел Галимжан Есенов и через который уходили в том числе и деньги Фонда национального благосостояния, был куплен банком Jusan Bank. А Галимжан Есенов таким образом стал мажоритарным акционером Jusan Bank. 

Но это на первый взгляд. Потому что вторая вещь, которую надо понимать в этом отношении, заключается в следующем. АО «First Heartland Securities» является частью группы компаний First Heartland, которая принадлежит компании Pioneer Capital Invest. Ею, в свою очередь, владеют Назарбаев Университет (16,06 процента), Назарбаев Интеллектуальные школы (9,46 процента) и фонд Назарбаева (74,48 процента).

Таким образом получается, что Галимжан Есенов на самом деле служит номиналом, или, если хотите, «фунтом» для семьи Назарбаева. Что подтверждается многочисленными расследованиями на Западе, куда выводились активы Назарбаевых.

Галимжан Есенов и Дарига Назарбаева

Имя Галимжана Есенова упоминалось в западной прессе в связи с делом об «ордерах на богатство неустановленного происхождения», с помощью которых была арестована роскошная недвижимость старшей дочери Назарбаева Дариги Назарбаевой и ее сына Нурали Алиева в Лондоне.

Объясняя в британском суде источник происхождения средств на покупку домов и квартир общей стоимостью десятки миллионов долларов, Назарбаева ссылалась на выручку от продажи принадлежавших ей акций сахарной компании «Кант». Западные расследователи позднее предположили, что «Назарбаева могла купить акции "Канта" у себя самой с помощью посредника по имени Галимжан Есенов».

Как писал Legal Reader, «учитывая, что на момент заключения сделки с "Кантом" Есенову было всего 25 лет и у него не было доступа к 74 миллионам долларов, маловероятно, что он действовал в одиночку». Следует отметить, что в том же году, когда Gas Development приобрела акции «Канта», Есенов женился на дочери Ахметжана Есимова, бывшего мэра Алматы и советника отца Дариги — президента Нурсултана Назарбаева.

Галимжан Есенов и Ахметжан Есимов

И здесь мы опять возвращаемся к браку никому на тот момент неизвестного Галимжана Есенова и дочери многолетнего верного соратника Нурсултана Назарбаева Ахметжана Есимова. Почему именно Есенов стал зятем Есимова – уже вряд ли удастся установить. Вряд ли это была любовь – Казахстан не Америка, где дочери миллиардеров иногда выкидывают подобные фортели. Так что, вероятнее всего, Галимжана Есимова в качестве жены своей дочери выбрал именно Ахметжан Есимов. 

И выбрал по критериям, которые устраивали не только его, но и ближайшее окружение Нурсултана Назарбаева. Потому что на Галимжана Есенова стали оформлять активы президентского клана. Кроме уже упомянутого «Канта» вчерашний менеджер компании «Сеймар» Галимжан Есенов стал владельцем компании «Казфосфат», которую он купил в 2007 году, сразу после свадьбы, за 120 миллионов долларов. Ему на тот момент было 22 года и весьма сомнительно, что Есенов имел такие деньги. Да и не было у него никаких денег, а в отношении «Казфосфата» он выступал номиналом для спикера мажилиса Казахстана Нурлана Нигматулина.

Следующей большой покупкой Галимжана Есенова стал АТФБанк, который уже упоминался в связи с размещением в нем депозитов Фонда национального благосостояния, которым руководил Ахметжан Есимов. Купил Есенов АТФБанк в 2012 году за 500 миллионов долларов. Которых у него тоже явно не было. Впрочем, секрет и здесь прост – АТФБанк был активом семьи Назарбаевых и обслуживал их интересы. В общем итоге он влился в Jusan Bank, о чем шла речь выше. Но это проясняет все странности, которые отмечались в сотрудничестве АТФБанка и государства.

Зображення, що містить текст, Шрифт, знімок екрана, білийВміст, створений ШІ, може бути неправильним.

Так, в 2017 году Нацбанк Казахстана выделил АТФБанку 260 миллионов долларов в качестве рефинансирования, хотя по всем показателям банк этих денег не требовал. В начале 2020 года АТФ получил дополнительную помощь в размере 80 миллионов долларов, после того как безнадёжные кредиты выросли до 29 процентов его активов. Кстати, вопрос о том, кому выдавались эти кредиты, никто не расследовал, а для главы правления АТФБанка и его номинального владельца Галимжана Есенова последствий за такое разбазаривание средств банка не последовало. Вывод напрашивается сам.

Но самая скандальная история связана с деньгами фонда «Самрук-Қазына». В 2020 году в АТФБанке были размещены деньги Фонда национального благосостояния Казахстана, который к тому моменту возглавлял Ахметжан Есимов. Причем сделано это было в нарушение всех правил, регулирующих деятельность Фонда, согласно которым средства должны храниться в банке с рейтингом «А», тогда как на тот момент у АТФБанка был рейтинг «В». 

Речь шла о сумме в 350 миллионов долларов, но последовавший скандал никак не отразился ни на владельце АТФБанка Галимжане Есенове, ни на главе Фонда национального благосостояния «Самрук-Қазына» Ахметжане Есимове. Впрочем, если учесть, что оба обслуживали семью Нурсултана Назарбаева, иного ожидать не приходилось.

Смена элит и смена статуса Галимжана Есенова

После того, как стареющий Нурсултан Назарбаев потерял власть, казалось очевидным, что представители клана Касым-Жомарта Токаева будут вести экспроприацию экспроприаторов, поскольку ничейных ресурсов в Казахстане уже не осталось. Такой поворот событий никого бы не удивил – так происходит во всех банановых республиках, к каковым принадлежит и большинство стран постсоветского пространства. 

Но после некоторых неудобств, вызванных сменой элит, внезапно оказалось, что Галимжан Есенов не только не пострадал, но и прочно обосновался в списках Форбс в качестве одного из самых богатых и влиятельных людей страны. Развод с дочерью Ахметжана Есимова этот статус только укрепил. Был ли этот развод фиктивным или же реальным – мнения на сей счет разделяются. 

Впрочем, это и неважно, ведь речь идет об активах огромной страны, которые, как оказалось, у клана Назарбаевых никто отжимать не стал. По крайней мере, тех активов, номиналом в которых выступает Галимжан Есенов. Означает ли это, что вчерашний нищий менеджер, согласившийся быть «фунтом» у Ахметжана Есимова, сменил хозяев и теперь служит клану Токаева? Вряд ли все так однозначно. Сделка с Jusan Bank говорит, скорее, о противоположном.

Как и история с кибершпионажем Pegasus, фигурантом которого стали почти все держатели активов Республики Казахстан. С Токаевым, Назарбаевым и Есеновым включительно. И эта история наводит на мысль, что элиты Казахстана далеко не так самостоятельны, как они это пытаются демонстрировать. Но кто тогда держит их всех на крючке и какова роль во всех этих процессах Галимжана Есенова?

Автор:

Дмитрий Дагулис
Регион: Казахстан

Распечатать


Все горячие новости


Все новости